Описание
Навмахия в Абрау — Дюрсо. Навма́хия (наумахия, от греч. Ναυμαχία — морская битва) — гладиаторское морское сражение в Древнем Риме или шоу с имитацией морского боя. Считались особой роскошью среди зрелищ. Одной из первых крупных навмахий стало сражение 46 года до нашей эры. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме. В навмахии приняли участие 16 галер и 2 тыс. гладиаторов. В дальнейшем состоялись ряд крупных навмахий, например, имитация Саламинского сражения между флотами греков и персов (участвовало 24 боевых корабля, 3 тыс. гладиаторов). Крупнейшей навмахией стало шоу, организованное по приказу императора Клавдия. На озеро Фучино близ Рима было спущено 50 боевых кораблей, число гладиаторов составило 20 тыс. чел. Из-за опасений мятежа к месту навмахии были стянуты войска. Число зрителей составило около полумиллиона человек (окрестные холмы, образающие «естественный амфитеатр», позволяли расположить такое количество людей). После сражения оставшиеся в живых гладиаторы и преступники (которые также были использованы) были отпущены на свободу, за исключением экипажей нескольких галер, уклонявшихся от боя. После падения Римской империи навмахии организовывались Генрихом II во Франции в 1550 и Наполеоном в Италии (в Милане) в 1807. ... История зрелищ на воде в России насчитывает несколько веков, тесно связана с историей водных зрелищ Европы и ориентирована, прежде всего, на европейскую культуру. В XVIII веке парковая архитектура пришла в Россию. Естественно, она была отзвуком такого же явления в европейской культуре, но одновременно обретала свое национальное своеобразие. Поэтому русский цирк, который не раньше конца XIX века стал создавать водные спектакли, имел для своей практики два источника: один — водные цирковые представления в Европе, другой — собственная история парковой архитектуры, уже национальная. Последней предшествовала история создания Петром Великим морского флота, начинавшаяся в конце ХУП века со знаменитого «ботика Петра» и потешной флотилии на Плещеевом озере под Ярославлем. Для будущего императора флот был одновременно и средством, и результатом создания Империи. Соответственно, навмахии на Плещеевом озере, исподволь идеологически связанные с наблюдаемыми императорами водными зрелищами Древнего Рима, были одновременно и творимыми изнутри «перцептивными моделями» для юного царя, будущего императора и флотоводца. В свою очередь, внимание к водным зрелищам как наиболее масштабным свидетельствам имперской мощи было продолжено и подтверждено дочерью первого русского императора Елизаветой Петровной осуществлением гениального гидро-инженерного и художественного проекта петергофского Большого каскада — комплекса фонтанов и скульптур, созданного в ознаменование победы её отца в русско-шведской Северной войне 1700 — 1721 гг., и по сию пору являющегося уникальным зрелищным памятником, ожива-ющим при каждом запуске «играющих» фонтанов. Подобные феноменальные события культуры и истории нельзя отъединить от истории зрелищ. Но в целом, история зрелищ на воде — это все-таки история поиска и осуществления типологического, как наиболее соответствующего технологическим особенностям и возможностям той или иной конкретной зрелищной формы, в данном случае — искусства цирка, то есть возможностям создания и проката цирковых спектаклей... Gana Maximova ( http://vkontakte.ru/id101497661 )